Без безопасности никуда

Безопасность в автомобиле - одно из самых важнейших изобретений, которое почему-то некоторые автомобилисты игнорируют и не признают. Речь идет о ремне безопасности. Вы только вспомните, какая вообще была безопасность в первых автомобилях? Там всё было примитивно: сплошная рулевая рейка, которая могла с легкостью проткнуть “солнышко” водителя, тормоза были малоэффективными, до середины прошлого столетия такие автомобили выпускались крупными партиями. Про безопасность тогда особо не думали.

Пассивная безопасность

- совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на снижение тяжести ДТП.

В 1905 году немецкий инженер Фредрик Симмс начал оснащать автомобили Simms-Welbeck бампера с пневматическими элементами, что хоть как-то помогало смягчить фронтальный удар, кстати, забегая вперед, это можно отнести к пассивной безопасности автомобиля. Тремя годами ранее Фредериком Ланчестером  были изобретены первые дисковые тормоза, но их специфичный звук при торможении только отпугивал людей. Кстати, изначально тормозная система устанавливалась только на заднюю колесную ось, все четыре колеса стали оснащаться тормозами только к 1910 году. Время шло вперед, безопасность требовала своего слова, так, в 1934-ом году появился первый серийный автомобиль с несущим кузовом - Citroen Traction Avant.

Небезызвестная компания Volvo к 1950-ому году разработала высокопрочный каркас под названием “жилая капсула”. Он должен уменьшить силу удара. Первый автомобиль, который был в полной мере оснащен пассивной системой безопасности - это Mercedes-Benz W111, который выпускался с конца 50-х годов. В 1954 году от сплошной рулевой рейки отказались, так как была изобретена рейка “складного” типа. Через два года Ford начал оснащать свои автомобили пятиточечными ремнями безопасности.

Кстати, для заметки. Считается, что первые в истории ремни безопасности были придуманы в 1885 году, их изобрел американец Эдвард Клэгхрон. Они устанавливались на открытые кареты для пассажиров, впоследствии, ремень устанавливался на место кучера.

В 1964 году крупная автомобилестроительная компания Volvo стала оснащать свои автомобили трехточечными ремнями безопасности, которые используются и сейчас. В 1968 году начали проводить эксперименты по установке подушек безопасности, через небольшой промежуток времени их начали устанавливать на серийные автомобили Chevrolet.

В начале 2000-х годов автопроизводители всерьез задумались над безопасностью пешеходов. По просьбе организации по защите пешеходов было решено оснащать автомобили травмобезопасными капотами. Совсем недавно, в 2012 году, компания Volvo начала оснащать свои автомобили подушками безопасности для пешеходов.

Активная безопасность

- совокупность конструктивных и эксплуатационных особенностей автомобиля, направленных на предотвращение ДТП и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями автомобиля.

Все мы прекрасно знаем, что если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой, то при торможении его руль безжалостно блокируется. При торможении направление движения скорректировать невозможно. В начале 1970-х годов компания Mercedes приступила к разработке антиблокировочной системы, проще говоря - ABS. Что касается конкретно меня, то эта система неоднократно спасала меня от ДТП. Первый автомобиль, который был оснащен данной системой - это Mercedes-Benz 450 SEL, выпущенный в 1978-ом году. Это необходимая система, устанавливается даже в минимальных комплектациях автомобилей.

Под конец прошлого столетия эта же компания разработала очередное ноу-хау - парктроник. Данная система значительно упрощает процесс парковки. В бампер встраивались ультразвуковые датчики, которые сообщали о расстоянии до объекта, к которому паркуется автомобиль.

Небезызвестная компания Bosh и Mercedes  к 90-м годам разработали систему электронного контроля устойчивости (ESP), которая помогает автомобилю оставаться на колесах даже при резких маневрах. К началу 2000-х годов автомобили Mercedes стали оснащаться адаптивным круиз-контролем, что было очень удобно. Данная система поддерживала заданное значение скорости, а водителю оставалось только подруливать.

В 2008 году автомобили Volvo XC60 начали оснащаться системой автономного/экстренного торможения (AEB). Данная система замеряет расстояние перед впередиидущим ТС, замеряет фактическую скорость, далее проводит расчеты на вероятность столкновения. Но система производит торможение не сразу. Сначала она информирует водителя с помощью звуковых сигналов, если же водитель не предпринял никаких действий, то система всё делает сама.

Несомненно, стоит отдать должное разработчикам, сделавшим наше передвижение на автомобилях гораздо безопаснее. Что касается активной безопасности, полностью доверяться ей не следует. На дороге всегда нужно быть начеку, глядеть на 360 градусов и быть готовым ко всему, а активные системы безопасности лишь ассистируют нам во время движения.

Кстати, Европейский комитет по проведению независимых краш-тестов EURO NCAP недавно опубликовал список самых безопасных автомобилей в четырех классах.

Фото: Пиксабай